"Российский КОЛОКОЛ"


Интервью с актером театра и кино Евгением Стычкиным


Сегодня у нас "За кулисами" поистине фантастический человек. Он талантлив и остроумен. Его оригинальность граничит с гениальностью. Он серьёзен и ироничен, он искренен и искромётен. Его энергией можно осветить всю Москву! Это актёр театра и кино Евгений Стычкин. Встречайте!



1. Женя, я знаю, ты много читаешь. Расскажи, по какому принципу идёт выбор литературы: новинки, классика, какой-то определённый жанр или вообще по чьему-либо совету?

Я, к сожалению, читаю не так много, как хотелось бы. И в первую очередь я считаю обязательным восполнить пробелы, оставшиеся после куцего образования. А всё из- за того, что хотелось бегать и пинать мячик, делать глупости, есть мороженное и облизывать пальцы, а не читать "Преступление и наказание". Соответственно есть большое количество шедевров мировой литературы, которое я не успел охватить, пока был маленьким.
Ты имеешь виду школьного возраста?
Школьного, да и институтского тоже. И сейчас, когда я пытаюсь становится большим, я понимаю, что мне этого просто очень не хватает. Уже не говоря о том, что любой человек, который занимается,каким бы то не было направлением в искусстве, и выдаёт некий артефакт публике, будь то живопись, литература, музыка или актёрская профессия, обязан огромное количество чужих артефактов в себя впитывать. Ходить на выставки, концерты, и в первую очередь обратиться к литературе, потому что литература наиболее конкретна из классических жанров искусства. Более конкретна в выражении идеи и мысли, чем живопись или музыка. Увы, не доходят руки в той мере, в какой бы хотелось. Особенно до современной литературы, и особенно Российской... Я уверен, что есть достойные вещи. Но так как я не достаточно образован, а ещё и старомоден, то когда я сталкиваюсь с некими образчиками современной литературы, что бы попробовать приучить себя к ней, то бываю так испуган тем, что попадается под руку... И уже следующий раз ты обращаешься к этой литературе, когда тебе уже совсем нечего делать. Когда ты прочёл несколько классических произведений, и необходимо развеяться - делаешь очередную попытку - и опять в ужасе бежишь назад к Шекспиру. А системы никакой нет. Единственная система, которую я сейчас имею, это я читаю огромное количество лёгкого жанра - детективов, остросюжетной литературы. Потому что, учитывая не то что бедность, а практически отсутствие хороших сценариев, мне хотелось бы самому инициировать каким-то образом ренессанс в этом направлении.

2. Скажи, согласен ли ты с таким утверждением: чтение книг и нынешний век - две вещи несовместные?

Нет, я думаю, что это ерунда. Просто очень важно приучить себя к разной плотности информации. Литература, какая бы то ни было, и даже то, что пытаются сейчас делать современные писатели, не может конкурировать по плотности информации с телевидением. И даже с кинематографом. По своей фактуре не может и всё. Надо это воспринимать, как данность. Соответственно ты должен приучить себя, что у тебя не должно мелькать бесконечное количество событий перед глазами, что бы тебе было интересно. Надо научиться просто наслаждаться. Наслаждаться в первую очередь языком в отечественной литературе, да и есть множество прекрасных переводов зарубежной литературы. А если хорошо учился в школе и старался, можно читать в оригинале. Чего я, к сожалению, не делаю.
Но ведь можешь?
Теоретически по-английски я бы мог читать, но я ленюсь. И даже не потому, что нет времени, а потому, что мы уже адоптировались к этой высокой плотности информации. Если я сяду читать серьёзное произведение на русском языке, то поток информации в сотни раз более медленный, чем мы привыкли. А если я буду читать на не родном языке, а на языке, который, к сожалению, знаю не идеально, хотя и достаточно, что бы читать! Всё замедлится ещё больше. А я уже не готов, чтобы дифферинцировать эти вещи. И что бы уметь себя настроить - что ни чего страшного, что я получаю медленнее, но зато качественнее.
А за окном жизнь проходит... Я здесь сижу - читаю по английски.
А мог бы три фильма посмотреть. Дети сейчас практически не читают. Ведь правда. Один мой приятель для того, что бы улучшить образование сына, понимая, что он ничего не читает, дал посмотреть ему на дисках "Идиота". И ждал, понравится или покажется , что всё слишком растянуто и несовременно. Сын пришёл в полный восторг - гениально, ты прав, этот Достоевский, вся эта история, всё просто прекрасно! Мне очень понравилось, а будет продолжение? Отец потом гонялся за ним с ракеткой для тенниса. Объясняя, что Достоевский уже умер, и "Идиот - 2", или" Идиот возвращается" - не выйдет.

3. Есть такое понятие "кино не для всех", и мне кажется, что серьёзная и классическая литература тоже становятся таким своего рода "кином не для всех". По твоему, это нормальное явление?

Я думаю, становится в меньшей мере. Серьёзная литература была всегда "кином не для всех". Если мы предполагаем только творческую и техническую интеллигенцию, то сейчас и эта прослойка стала читать гораздо меньше. Но если брать общее население планеты, то раньше 80% людей, населяющих земной шар, вообще читать не умели. Соответственно в процентном отношении по прочитыванию слов, сейчас читает больше людей. Просто так же, как кино, литература идёт на 90%, здесь я никого не хочу уничижать, на поводу у читателей. Нежели пытается их притянуть к себе. Тут даже вопрос - не поднять на свой уровень, или опуститься до них, тут вопрос не выше или ниже, а вопрос направления. Зрителю интересно что? Из-за того, что жизнь всё равно, всегда у всех достаточно тяжёлая, потому, что так устроена жизнь, то зрителю и читателю хочется лёгкости, хочется улыбки, хочется отдыха от этой жизни. Каковым читатель не считает серьёзное произведение. И это мне кажется в корне не правильным, потому что ты гораздо больше отдыхаешь из за того, что ты в большей степени перемещаешься в другой мир. Так как отдых это смена обстановки, то ты гораздо больше меняешь обстановку, если окунаешься в совсем иной мир, который тебя поглощает. Нежели ты немножечко пощекочешь себя лёгким жанром.

4. Скажи, тебе, как актёру больше хочется играть в материале формы или содержания? То есть тебе по духу ближе трагедия или комедия? Или может трагикомедия?

Главным, мне кажется, это произведение по которому ты работаешь, и поэтому у меня нет никаких пристрастий. Я много за свою жизнь играл комедий, меньше играл трагедий, но получал очень большое удовольствие от этого. И конечно, очень люблю трагикомедию, и считаю для себя это наиболее интересным жанром. Потому что комедия - жанр очень лёгкий, а трагедия с современной жизнью жанр почти не совместимый. Чистая трагедия сейчас не возможна. Потому что, мир стал очень циничным, и все мы, даже самые романтичные из нас очень циничны. Соответственно в чистоте - трагедия будет вызывать улыбку. Улыбку не на уровне трагикомедии, а такой сарказм – мол, поменьше пару, убавьте-ка газ. Сейчас даже на театре, да и в кино тем более, такое количество жанров, которых трудно определить одним словом... Каждый раз, где бы я не снимался, я потом сижу с режиссером, если у меня сложились дружеские и творческие отношения, и обсуждаю, или слышу обсуждения с продюсером, что писать на кассете, на плакате - что это? Как определить жанр? Потому что почти, всё, что сейчас выходит трудно назвать одним каким-то жанром.
Это некий симбиоз...
Конечно, что бы привлечь максимальное количество сегментов публики. Обычно жанр синтетический. Максимально синтетический. И поэтому очень трудно определится с жанром.

5. Ты сыграл в фильме "А поутру они проснулись" С. Никоненко по мотивам рассказов В. Шукшина. Возникло ли у тебя после съемок, желание более подробно ознакомится с творчеством Шукшина? Или после игры роли шута в "Короле Лире", перечитать всего Шекспира?

Вообще обычно я стараюсь делать в обратной последовательности. По идее так надо, но не всегда к сожалению так получается. И я себя за это конечно ругаю. По идее я сначала должен более подробно познакомиться с творчеством Шукшина или перечитать всего Шекспира, а потом уже играть.
Я имел ввиду несколько другое. Есть ли обратная связь?
Например, с Шекспиром в какой-то степени это произошло. Шекспира мы очень много играем уже в институте, а так как я работаю в спектакле с М.М. Казаковым, то он даёт такое количество всяких аллюзий, всяких примеров, всяких цитат, что автоматически этим заражаешься. Так что я читал и перед работой в качестве подготовки, и в процессе работы, и после мне хотелось ещё почитать. Почему я стал читать? Не только потому, что ах! Но потому что в Шекспире в Лире я играю шута, а глядя на все роли, этим и отличается драматургия Шекспира, любую роль играть безумно интересно. И притом, что мне досталась роль прекрасная, но артисту дай палец - ему нужна и рука и голова. Мне хотелось найти ещё что-то, и я до сих пор об этом думаю. Думаю о какой-то интересной постановке, о том, что бы ещё поиграть и поэтому читал Шекспира много. С Шукшиным этого у меня не случилось. Не знаю почему. Это странно...
Может, он менее театрален?
Не знаю... Я взял в руки книгу, но у меня не произошло этого погружения, когда ты хочешь с одним и тем же автором некоторое время пожить, почитать его произведения, почитать о нём, его биографию. С Шукшиным этого у меня не произошло.

6. Несколько слов о поэзии. Я знаю, что ты любишь Бродского. А кого ещё, и если у тебя авторы, которых ты постоянно перечитываешь?
Олег Грисевич.
А если серьёзно?
Я серьёзно. Я только что ездил в Челябинск, на три дня, взял с собой несколько детективов и книжку стихов Олега Грисевича. Единственную. Надеюсь пока. Правда, вся она разрисована моими детьми.
Я могу подарить тебе ещё одну.
От этого она хуже не стала, стихи остались того же качества - стихи прекрасные. Ещё я люблю Мандельштама, люблю Гумелёва. Интересно, что я именно дома с большим удовольствием читаю большие произведения Пушкина, но с собой томик Пушкина не взял ни разу ни когда, хотя всегда беру с собой одну книжку стихов, насколько и куда бы я не ездил. Если тебе не нужна ни какая конкретная информация, и тебе её не хочется, но хочется эмоциональный подзарядки, то стихи в этом идеальный помощник. С Бродским я познакомился в институте, до этого его ни когда не читал, и на одно время очень проникся его творчеством, у меня был такой роман с Бродским. И я прочёл практически всё, включая и его беседы, но это не значит, что я сейчас как-то пересмотрел своё отношение с течением времени.

7. Как ты считаешь, способна ли поэзия помогать в трудную минуту, вдохновлять на великие дела, или сейчас век прагматизма?

Я считаю, безусловно, способна. Я говорю, конечно, за себя. К примеру, если мне нужно согласиться или отказаться, или решиться на какую-то работу. Я обязательно сажусь и читаю, что-нибудь известное, в чём особенно явственно чувствуется нравственный императив. То есть, когда очень высока степень нравственности произведения, и ты это видишь за версту. Тогда подобное произведение очень помогает, и поэтическое даже в большей степени.
К примеру.
Если ее поэтическое произведение, то я для того, что бы отказаться от очень, очень выгодной, но совершенно бессмысленной в творческом да и в человеческом плане работы, перечитывал "Белую гвардию". А из поэзии я читал и всегда читаю, то из чего половину я знаю наизусть, это Мандельштам. Его читаю всегда. При абсолютной его воздушности, во первых кроме стихов у него есть прозаические произведения, которые по жёсткости и безжалостности намного превосходят "Окоянные дни". А стихи, при всей прозрачности и воздушности, у меня вызывают в жизни ощущение грустной гармонии. Какой-то общей гармонии, так что мне хочется сразу, и кажется, что я это делаю, принимать правильные решения и делать хорошие дела, что бы эту гармонию не нарушать. Эти стихи настраивают, как некий камертон. Меня по крайне мере. У каждого человека стихи вызывают определённые ассоциации и эмоции. Это же очень личное для каждого, к каждому есть свой личный ключ.

8. Ты много снимаешься, соответственно, много прочитываешь разных сценариев. Как ты считаешь, почему так мало серьёзных вещей? Нет сценаристов или серьёзное кино действительно не нужно народу, или на серьёзном кино у нас пока не заработаешь?

Хороших сценариев крайне мало, даже большие хорошие сценаристы часто пользуются услугами литературных рабов. И главное их можно понять. Они получают огромное количество заказов - им хочется заработать много денег, построить красивый дом, купить новую машину... (смеётся)
Так может распределить этот большой объём на большое количество писателей, и работа будет исполнена более качественно?
Нет, у нас получает человек заказ, и отдавать другому не хочет. Он быстренько придумывает некую историю, специально нанятые молодые студенты быстренько её пишут, он быстренько её поправляет, ибо не понятно, как один человек может за месяц написать три сценария и 18 серий для сериала. Главное тут вот что, для сценариста очень много пунктов, слишком много интересов, которые он хочет соблюсти. Он хочет обязательно, что бы кино было американообразное, при этом, что бы снять его можно было за малые деньги, больших бюджетов пока очень мало, и что бы это было максимально интересно для зрителя. Если это заказ канала, то они обычно заказывают конкретный формат, а при этом у сценариста есть энное количество наработок, и их тоже надо туда вставить.
Разве это новое для нас дело?
Новое дело в таком объёме. Раньше было нужно, примерно 50 сценариев в год, для того, что бы их обсуждать и 20 из них снять. А теперь нужно 800, а если учесть все сериалы - это тысячи серий, и где их взять, где взять людей, которые это хорошо напишут, где взять людей, которые всё это отредактируют, потому что редакторов у нас вообще нет. Все решили, раз нет цензуры, и она не нужна, то и редактора не нужны, что в корне не верно. Потому что, к примеру, я начал читать один сценарий, и там первые строчки: "Из палатки доносились не двузначные звуки"... (смеётся) Что это значит? А какие звуки - шестизначные? Наверное, ещё не успев написать, сценарист думал о гонораре.

9. Женя у тебя трое детей, я знаю, вы их воспитываете в лучших традициях образования и культуры, по возможности изолируя от всего негативного. Но с возрастом они всё равно столкнутся с реальным миром. Как быть в этой ситуации, может нужно воспитывать иначе, согласно нынешним реалиям?

Мы, как раз недавно это обсуждали. И могу пересказать, что сказала мне моя тёща - не нужно не потому что мы сможем оградить детей таким образом до взрослого возраста от всего, что происходит вокруг, а именно для того, что бы приучить их другому потоку информации. Что бы они успели полюбить ту литературу, которая нам кажется прекрасной, и которая, безусловно, таковой и является! Что бы они успели полюбить шелестящие странички, что бы они успели полюбить сидение в кресле или у стола и чтение, что бы они успели к этому привыкнуть, окунуться в это и полюбить. Тогда они смогут пронести эту любовь, через всю свою жизнь. Иначе какие бы они не были чудные, умные и правильные хорошие дети, если ты им много показываешь современных полнометражных мультфильмов и даёшь играть в компьютерные игры и т.д., то абсолютно в первую очередь атрофируется их воображение. Так как все образы им даны уже сформированными, уже сделанные за них, отформатированные, отточенные и выданные готовыми. И потом им лень самим эти образы придумывать. Тем более, что их фантазия высохла и отвалилась. Плюс то о с чего мы начали. Поток информации так велик, что им потом скучно, просто скучно. Им кажется, что так долго они плыву, эти дети капитана Гранта! Бесконечно плывут, когда уже надо было давно прилететь на самолёте, и зачем так долго кого-то искать? И это нормальная детская логика, с которой ты ни чего не поделаешь. И она в общем-то правильная, если у тебя нету своей любви и привычки к словам, к языку, к шелестящим страничкам и пыльным корешочкам.

10. На твой взгляд, произойдёт ли возвращение к духовности и светлым идеалам, или, дойдя до пика безнравственности, мы падём в бездну?

Кончится всё конечно плохо, это ясно.
Что ты имеешь виду?
Апокалипсис, да я в это верю. Семь чаш гнева, и всё прочее. Мы всё это в какой-то момент начали получать и получим ещё.
А как насчёт духовного апокалипсиса?
Я, конечно не берусь отвечать за всё человечество, но бороться внутри каждой отдельно взятой семьи - вполне можно. И красота спасёт мир - это безусловная истина. И у красоты, красоты вообще, есть такая возможность. Но если быть откровенным, то каких-то особенно радужных прогнозов по поводу духовного возрождения ни в наше стране, ни в мире в цело у меня нет. Но с другой стороны кто меня спрашивает!
Но если каждый в отдельно взятой семье - то это же цепная реакция. Помощь может придти неожиданно, вдруг, откуда-то. Из каких то независящих от нас сфер. Я имею в виду, не обязательно пришельцев, а из безусловного невероятного и сложнейшего не межнационального, а межконфессионального конфликта. Конфликта религий, который сегодня очень остро стоит. Он всегда остро стоял, просто на какое то время христианство сильно доминировало на всём земном шаре. Сейчас, наверное, всё это будет претерпевать какие-то изменения.
Мы живём в не простое, но интересное время, потому что сейчас, то есть в скором будущем нас ждут невероятные изменения. И в смысле полярности нашей планеты, ведь это изменение не может не повлечь за собой перемен в нашей жизни. Мы ведь все от этого очень зависим, и даже не представляем в какой степени. Процесс духовного обнищания налицо, и он необратим. Потому что качество и скорость технического прогресса - новые технологии, компьютерная реальность, жестокая правда капитализма, всё равно нас поглотит, если уже не поглотила. Это с одной стороны.
С другой стороны мы же смотрим со своей точки зрения, и только на себя, а не на весь мир. А если посмотреть на Африку, где ещё недавно люди ели друг друга, то может наоборот, то, что с ними происходит это огромный рост, по равнению с тем, что было недавно. Может быть, в мире есть не зависящие от нас в первую очередь, и главное нам недоступный, мы не можем его понять - некий баланс, который существует и который так или иначе соблюдается постепенно. Потому что, в конце концов, все поколения говорили, что вот мы когда росли, было ещё ничего, а вот сейчас кошмар. Так говорили все поколения и во все времена. Поэтому может быть, как-нибудь выплывем...