Журнал «Единственная»


Артистом стал по просьбе мамы

Благородный бандит Петр из фильма «Апрель», обаятельный ловелас Толя из сериала «Холостяки», наивный Костик из комедии «От 180 и выше» – все эти роли принесли артисту Евгению Стычкину популярность. За свою недолгую карьеру он успел и театральные премии получить, и поработать в качестве телеведущего. А еще он – любящий муж и отец троих детей, которых воспитывает по своей «очень действенной методике»!

О Евгении Стычкине ходит невероятное количество слухов! Говорят, что артистом он стал по настоянию мамы: ей нравилось, как сын пародирует знакомых и друзей.

Шепчутся, что при поступлении во ВГИК Женя просто-напросто завалил сочинение. Подал на апелляцию, написав в заявлении «эпиляция». Серьезные преподаватели так развеселились, что закрыли глаза на его многочисленные ошибки. И незадачливый абитуриент Стычкин стал студентом!

Судачат, что его пригласили сниматься после окончания первого курса ВГИКа. И якобы Женя, разочаровавшись в кино, отправился в театр. Где преуспел: за главную роль в спектакле «Чарли Ча» Стычкин получил престижную премию «Чайка».

В общем, много чего рассказывают об этом артисте… Чтобы выяснить, что из этого правда, я встретилась с Евгением. Благо в последнее время он частый гость в Киеве: недавно снялся в фильме «Один в новогоднюю ночь» (кинокомпания «Паноптикум». – Прим. ред.).

...Стычкин оказался веселым и импульсивным человеком с отличным чувством юмора. Кое-что из слухов он опроверг, многое – подтвердил. Выяснилось, что он совсем не готов говорить о своей жене – известной пианистке Кате Сканави, зато с удовольствием поведал о детях.

Евгений, расскажите о своей последней работе. В роли кого мы вас увидим в фильме «Один в новогоднюю ночь»?
Мне досталась роль эдакого недотепы: человека доброго, порядочного, но абсолютно не приспособленного к современной жизни. Он как бы завис в своих фантазиях, из которых никак не может выбраться. Когда прочел этот славный сценарий, я ни минуты не колебался – сразу же согласился работать. И не жалею: надеюсь, результат оправдает усилия.

Какие персонажи вам интереснее – похожие на вас или абсолютно противоположные?
Я люблю работать с хорошим материалом, особенно с классической литературой. И рад, что довелось сниматься в фильмах по романам «Бесы» Достоевского и «В круге первом» Солженицына. Допускаю, что многих достойных современных авторов просто не знаю, но если придется выбирать, отдам предпочтение классике.

Знаю, что вы недавно снялись в роли злодея. Понравилось или ощущали дискомфорт?
В фантастическом детективе «Бункер» я изображаю даже не подлеца, а человека, для которого его амбиции и желания превыше моральных норм и человеческих принципов. Вообще, злодеев играть и интереснее, и труднее. Когда изображаешь хорошего человека, находишь в себе все доброе и выплескиваешь. И даже со съемочной площадки уходишь в приподнятом настроении. А вот когда вживаешься в беса или подонка, вынимаешь из себя черноту. Потом требуется какое-то время, чтобы эта гадость, которую ты взрастил, вышла. Признаться, с Петенькой Верховенским из «Бесов» я до сих пор не расстался – эмоционально он меня подавляет.

Однажды вы сказали, что не станете тиражировать свои персонажи…
Бывает, после очередной роли тебе вдруг начинают предлагать похожие работы, что неинтересно. Когда-то я отказывался от сериалов. Меня тогда пугала технология: их снимают очень быстро, и у артиста не остается времени на репетиции, обдумывание интересных ходов. А потом привыкаешь работать вполсилы и уже не напрягаешься. То есть сам опускаешь планку – а это для актера очень плохо.

Есть режиссер, у которого вы бы с удовольствием поработали?
Их много, причем очень (смеется)! Встречаясь с Никитой Сергеевичем Михалковым, я каждый раз выслушиваю от него комплименты в свой адрес и все время жду: когда же он пригласит меня в свой фильм. Не теряю надежды попасть к Алексею Учителю, Владимиру Хотиненко, да и у молодых режиссеров с наслаждением снялся бы!

Скажите, ваша работа хорошо оплачивается?
Неплохо, но деньги – понятие условное! Я не думаю, на какие средства мне завтра купить хлеб или пиво. Но не готов приобрести хорошую яхту.

Что привело вас в театр?
Понимаете, я окончил институт кинематографии в 1995 году. В то время кино практически не снимали. И я благодарен Ларисе Ивановне Удовиченко – она привела меня в «Театр Луны», где я с удовольствием остался. И параллельно в «Школе современной пьесы» приступил к репетициям той роли, которую играл мой мастер Альберт Леонидович Филозов.

Сравнивать кино и театр реально?
Конечно, области смежные, но набраться опыта можно только в театре. А вот экспериментальные вещи надо пробовать в кино – театр все-таки более консервативен.

Есть проекты, которые вы считаете неудачными?
Да, была у меня работа в спектакле «Резиновый принц», которую я считаю несостоявшейся. Пьеса замечательная, Лолита Милявская исполняла главную роль Дамы, а я – резиновой игрушки, которую ей подарили. У нас было слишком мало совместных репетиций. И потом, была допущена тактическая ошибка. Люди, которые обожают Лолиту, не пойдут в театр. А те, кто идут в храм Мельпомены, не уверены, что хотят видеть Лолиту, пробующую себя на театральных подмостках. Спектакль был неуспешным, судя по критике, публике, финансам.

Скажите, вы с детства мечтали об актерстве?
Вообще-то, моя мама очень хотела, чтобы я стал артистом (Ксения Рябинкина, мама Евгения Стычкина, известная балерина. – Прим. ред.). Я подумал: а почему бы не попробовать? Тем более что мне обещали несколько лет сплошного веселья и никакой работы. Поступил совершенно случайно – до сих пор удивляюсь.

Говорят, вы завалили сочинение – это правда? Я вижу, вы очень любите литературу…
Все, что говорят, – чистая правда: сочинение я завалил. Просто я патологически неграмотен. Пытался с этим справиться: читал по слогам, писал по буквам, задом наперед, на разных языках – ничего не помогло. Условно говоря, в слове «мама» я допускаю 13 ошибок.

Обучение во ВГИКе оказалось веселым?
В конце первого курса я абсолютно влюбился в свою профессию. Скажу больше, с того момента стал работать очень напряженно! Я приходил утром, до занятий, и покидал институт гораздо позднее, чем заканчивались лекции. Я взялся за все курсы, которые предлагали: речь, танец, движение, бой, вокал и т. д. Благодарен своему мастеру по движению – Владимиру Ананьеву: он многому меня научил. А движение – это основа мастерства! Ты можешь думать о роли или чувствовать что угодно, можешь даже не говорить – все сделают жесты.

Родные – жена и мама – критикуют ваши работы?
Знаете, я к критике отношусь нормально. Не халтурю – так чтоб уж очень откровенно. Бывало, мне говорили: «Ну твоя последняя работа – лабуда полная», но чтобы разнести мою роль в пух и прах – нет, не было и не будет, надеюсь.

Знаю, что ваша жена – Катя Сканави – известная пианистка. Как вы познакомились?
Мы впервые увиделись, когда нам было лет по семь, и периодически сталкивались в Москве. А однажды так удачно встретились, что потом не смогли расстаться (смеется).

То есть симпатия родилась в семилетнем возрасте?
Не сказал бы. Мне было 25 лет, когда я понял, что нам нужно быть вместе…

Вы, наверное, красиво ухаживали за будущей женой?
Не знаю, наверное… Вообще, это личная жизнь – дело интимное, так что давайте не будем терять время. Я все равно ничего не скажу!

Подождите, говорят, что у вас была просто феерическая свадьба…
А вот это все неправда – не верьте. На самом деле мы расписались довольно тихо – в загсе было всего три человека. А вот на следующий день мы уже устроили эдакую показательно-шутейную свадьбу. Людей было множество! Дама, которая как бы регистрировала наш брак, – тоже была ненастоящая, из приглашенных артисток. Объявив нас мужем и женой, она запела! Действо напоминало театральное представление. Но что странно – никто из присутствующих так и не понял, что мы устроили балаганный праздник.

А как же родители?..
Разумеется, они были, но ни о чем не догадались! При наших шутках и приколах на явно карнавальном шоу они роняли крупные слезы и с умилением смотрели на нас.

Сколько лет вашим деткам? Наверное, трудно с тремя ребятишками работающим родителям?
Нашему старшему Леше – шесть с небольшим, Леве – пять, а дочке Саше почти три годика. А вот трудно ли… Вообще, дети – это серьезно. И тем не менее я всегда хотел иметь большую семью и много детей. Сложности в основном со временем. Ты или появляешься дома жутко уставшим после съемок, спектаклей – и не хватает времени на детей. Или ты находишься в процессе поиска работы – и у тебя уже нет моральных сил, чтобы уделить им внимание.

Старшие Леша и Лева понимают, что их родители – люди не совсем обычные?
Нет. Мои дети четко знают: их мама и папа– совершенно такие же, как и у всех остальных ребят. Они ни о чем не догадываются.

Кто ими занимается, если у вас съемки, а жена на гастролях?
Если мы не можем забрать их с собой, детей опекают обе бабушки, няни, друзья, кумовья. Одиночества и заброшенности они не ощущают.

Многие артисты говорят, что сделают со своей стороны все возможное, лишь бы дети не пошли по их стопам…
Главное, чтобы дети выросли хорошими людьми. А чем они будут заниматься – уже другой вопрос. Хотя подозреваю, что их профессия все же будет связана с искусством. Думаю, мы вряд ли сможем привить им любовь к математике.

Какие методики используете в воспитании?
Одну, очень действенную, «кнут и пряник» называется. Нашкодил – получил! От меня им больше кнута перепадает. Я – дикий, чудовищный и очень строгий родитель.

Что, неужели не жалко?
Жалко, конечно. Но кто же проявит твердость, если не я? У нас с женой как бы игра такая, как в американских детективах: она – добрый полицейский, я – злой. Она позволяет, я – запрещаю.

Неужели вас родители так же воспитывали?
Да, я тоже никогда не был послушным и спокойным мальчиком, как раз наоборот. По-моему, меня до института особо не воспитывали, это уже во ВГИКе мной плотно занялись мастера и коллеги. Режим и трудности, связанные с профессией, только закалили характер.

Заметьте, любая тема заканчивается разговором о работе. Вы хотя бы иногда отдыхаете?
Да-да, именно – иногда, мало и редко, что совершенно недопустимо! Сейчас делаю все возможное, чтобы научиться правильно и активно отдыхать. Но в этом году мы уже никуда не успели, вместо жарких стран и теплых морей – сплошная жесть: съемки, кино, сериалы.

Что читаете? Какие новые фильмы порекомендуете?
Из книг предпочитаю классику. Когда снимался в сериале «В круге первом», читал романы Солженицына, правда, кусками… Не могу сказать, что понравилось. Подозреваю, что многого не догнал. Помните, у Ильфа и Петрова был момент: «Остап увидел горы, и они ему не понравились». Так и у меня: думаю, что Александру Исаевичу сейчас уже все равно, кому он нравится, а кому – нет. Из фильмов рекомендую «Возвращение» Альмодовара, очень сильное впечатление производит. «Пираты Карибского моря» смотрятся как мультик, зато детям очень нравятся.

Если выдается пару часов времени, чем занимаетесь?
Когда как. Хочется и детям время уделить, и с друзьями встретиться. Одно могу сказать четко: я не люблю большого скопления людей. В клубах музыка гремит так, что человека не слышно, – зачем такие встречи? Поэтому я предпочитаю камерные компании близких друзей: встретиться дома, посидеть в столовой, пообщаться.

Скажите, вам не мешает популярность?
Нет. Артисты, которые жалуются на популярность и приставучесть поклонников, – лукавят. Мне лично известность никогда никаких неприятностей не доставляла.

Беседовала Татьяна Постольникова