Газета "ТРУД"

ЕВГЕНИЙ СТЫЧКИН: И ЛЕНИН, ТАКОЙ МОЛОДОЙ, НАДЕЮСЬ, ЕЩЕ ВПЕРЕДИ...


У артиста Евгения Стычкина удивительная семья. Его отец, Алексей Стычкин, - уникальный переводчик, много лет проработавший в ООН и возглавлявший группу синхронистов в Госкино. Коллекционер живописи, друг многих известных людей. Мама - балерина, прима Большого театра, представительница знаменитой балетной династии Рябинкиных. Жена Евгения - известная пианистка, лауреат многочисленных конкурсов Катя Сканави, которая, в свою очередь, является выходцем из знаменитой кинематографической династии Зархи. У Кати и Жени трое детей - два сына и дочь. А еще у Евгения Стычкина счастливая актерская судьба. В 17 лет с первой попытки он поступил на актерский факультет ВГИКа, рано начал сниматься, за одну из первых своих театральных ролей в спектакле "Чарли Ча" в Театре Луны, где сыграл Чаплина, получил премию "Чайка". Он и нынче нарасхват в кино, сериалах, театре. Один только пример: Стычкин - единственный актер, кому довелось сыграть и в "Золотом теленке", и "В круге первом", хотя известно, что эти нашумевшие телесериалы, а также телеканалы, представлявшие их, жестко конкурировали между собой...

- Женя, как вам удалось занять место по обе стороны "баррикад" в недавней битве телегигантов, вызвавшей такой резонанс?

- Вот такой я человек-мостик (улыбается). Кстати, из-за этого я едва не попал в трагикомическую ситуацию. Вот вы говорите, что о противостоянии двух сериалов много писали. А я ничего не понимаю в том, что происходит на том или ином канале, кто с кем спорит и из-за чего, кто что приобрел... Честно говоря, я и телевизор практически не смотрю, даже на свои премьеры редко успеваю. Включаю только для того, чтобы узнать самые важные новости. А тут мне позвонили: "Приходите на прямой эфир по поводу вашей премьеры!" Я согласился, будучи уверенным, что речь идет о фильме "В круге первом". В студии ведущий задал мне какой-то общий нейтральный вопрос, я ответил в том же духе: мол, знаете, эта работа для меня очень важна!.. Все чинно-интеллигентно. И тут мне просто повезло. Потому что дальше ведущий предложил: "Давайте на секунду прервемся и посмотрим фрагмент фильма!" И я с ужасом увидел, что показывают фрагмент из "Золотого теленка". Прекрасный, веселый кусок! Но было бы так некстати, если бы я на глазах у всех стал путаться в премьерах... Хотя, мне кажется, нам, актерам, лучше максимально самоустраниться от любых "телевойн". Потому что желание что-то выгадать, кому-то понравиться, встать на чью-то сторону, ничего, кроме неловкости, не принесет.

- Когда говорят пушки, музы молчат?

- Тот самый случай!

- Почему вы согласились на съемки "В круге первом", где у вас роль далеко не главная?

- Да, роль небольшая. Но для меня работать у Глеба Анатольевича Панфилова было огромным счастьем. Я согласился, даже не открывая произведения. Я считал: раз это Солженицын, раз это Панфилов, раз это артисты Женя Миронов, Дима Певцов, Роман Мадянов, то надо участвовать.

- Получается, вы бы на любую роль в этом фильме согласились?

- Да, для удовольствия, для опыта. Но снявшись, я думал, что меня там никто не увидит. Тем более что далеко не все телезрители могут себе позволить целиком посмотреть сериал, который показывают только вечером, без повторов. Но начало сериала посмотрели все! Рейтинги были запредельные. А у меня, считай, почти вся роль размещена в первых двух сериях. И многие решили, что кино там как раз про меня (улыбается). В любом случае резонанс от таких глобальных телепроектов порой трудно представить и переоценить. Когда ты снялся даже в очень успешном прокатном фильме, тебя увидят за все время его показа сто тысяч человек, ну, может быть, миллион. А тут на тебя в течение двух часов смотрят 35 миллионов телезрителей. Вот она, волшебная сила ТВ!

- Какие еще телепремьеры с вашим участием выйдут в ближайшее время?

- Изо всех сил борюсь с тем, чтобы не стать актером слишком устойчивого и однообразного амплуа. Поэтому рад, что сейчас выходит сериал под названием "Бункер". Странная работа! Совершенно вне привычных форматов. Я играю там человека не очень хорошего. Рассказать больше не могу, потому что - детектив. На выходе и фильм Георгия Шенгелия, где мы с Ильей Шакуновым играем двух главных героев. Такая детективная банковская история. Опять-таки не могу ничего рассказать о своей роли, кроме того, что там очень сильно от прежних образов отошел.

Плюс играю Лермонтова у Натальи Бондарчук.

- В фильме про Пушкина или?..

- Это странная история. Изначально Наталья Сергеевна позвала меня в фильм про Пушкина, чтобы я сыграл там Лермонтова. Была для меня написана одна сцена, потом вторая. Потом их стало четыре. Сейчас мы уже сняли сцену дуэли Лермонтова на Черной речке...

- Лермонтова на Черной речке?!

- У Лермонтова действительно случилась дуэль с Барантом практически на том же самом месте, что и у Пушкина с Дантесом. Но мы уже разбили тарелку и для будущего фильма о Лермонтове. А вскоре на "Мосфильме" начинаются съемки "Бесов", где буду играть Верховенского.

- Вы всегда работаете в таком напряженном графике?

- В прошлом году я сыграл одну за другой четыре роли подряд и от всех получил огромное удовольствие, поработав с хорошими режиссерами, актерами! Тем не менее в конце года я решил, что пора мне начать "голодать". И сознательно сделал паузу. И с 9 октября прошлого года до 20 января ни одного съемочного дня не имел. В театре тоже играл мало, почти все названия снял. Четыре месяца ничего не делал! Зато начитался книг, находился по музеям, насмотрелся кино. В общем, набрался творческой энергии и впечатлений. А отдохнув, заскучал по работе.

- Одну из своих самых ярких ролей вы сыграли в комедийном сериале "Холостяки". Интересно, как подобралась ваша боевая холостяцкая компания?

- На "Холостяки" мы с Димой Певцовым, Маратом Башаровым и Олегом Фоминым согласились именно потому, что мы друзья. С Димой я много лет работал в Театре Луны, где в спектакле "Чарли Ча" я играл Чаплина, а он - моего приятеля. С Маратом за год до этого мы снялись в сериале "Слова и музыка". Дима с Маратом тоже недавно вместе работали... Получив предложение от создателей "Холостяков", мы все созвонились и порадовались возможности объединиться в одной компании.

- Атмосфера дружбы помогала на съемочной площадке?

- Безусловно. В принципе, можно работать и с людьми неблизкими, даже с врагами. Только не вижу в этом смысла. В случае с "Холостяками", думаю, если бы мы не были друзьями, ничего бы не получилось. А так - текст для нас был только поводом. Все остальное мы говорили своими словами. Делали примерно то же самое, что и в жизни, когда садимся за стол, или кого-то встречаем: хохотали, смеялись, шутили, валяли дурака. Получали от этого удовольствие. И пригласили зрителей разделить с нами это удовольствие, эту телетрапезу.

- Женя, когда вас называют "медийным лицом", вас это обижает?

- Честно говоря, не очень точно знаю, что такое "медийность"... Некая узнаваемость? Невозможность неузнанным проехать на метро, пройтись по улицам? Но я не очень верю тем артистам, что говорят: "Ой, это такая мерзость: ко мне все пристают - никуда не выйдешь!" Да ерунда это все!

Это неприятно действительно - и я это знаю! - тем, кто бесконечно снимается в бандитских фильмах и сериалах. Вот к ним может подойти человек и похлопать по плечу: "Здорово, крыса, ну как дела? Ну что, накатим, телок возьмем?" Это омерзительно. Но, слава богу, таких ролей у меня нет. Кроме фильма "Апрель", я нигде не играл бандитов.

- В свое время, снявшись в рекламе, вы впоследствии не раз жалели об этом, потому что реклама мешала восприятию вашего актерского образа... Интересно, теперь вы наотрез отказываетесь от рекламных сюжетов?

- Реклама мне действительно подпортила жизнь. Но реклама рекламе рознь. Я снимался в достаточно бессмысленной рекламе. Больше в такую - точно не пойду! И тогда снялся только потому, что не смотрю телевизор и не мог представить, какая может получится лажа. Ну а если мне солидная компания, например, производители электроники, часов, предложит серьезный контракт, если будет снимать хороший режиссер, то почему не согласиться? В этом нет ничего стыдного. Это делают и самые большие, серьезные артисты. Плюс это дает тебе возможность получить солидный гонорар и не сниматься в трех-пяти дурацких ролях одновременно. Ведь это на Западе артист может позволить себе сняться в какой-то роли, а потом полгода или год готовиться к следующей роли. Учиться ездить на лошади, стрелять, нырять или просто поехать на два месяца в Индию, гулять по Гималаям. Для того, чтобы набрать эмоциональный и творческий багаж. Но ведь это надо и нашим артистам. Ведь мы все равно чем-то делимся, что-то отдаем, когда входим в кадр. А чем делиться, если в душе и сердце все пусто, бессмысленно. Когда одолевает усталость. А зритель прекрасно чувствует фальшь.

- Как вы относитесь к съемкам в социальной рекламе? В чем-то, подобном ролику "Позвоните родителям"...

- А я и снялся у Дениса Евстигнеева в одной из серий этого доброго проекта. Помнится, я там закидывал девочкам мышку в номер, они убегали... С удовольствием продолжу участие в благотворительных проектах. Мы с моими друзьями актерами и музыкантами сейчас обратились к одной проблеме. В России огромное число детей, больных лейкозом. Существуют огромные трудности с их лечением. Притом, что эта болезнь лечению поддается. В 80 процентах дети могут выживать, и не выживают не потому, что нет клиник, - мало денег. Каждая ампула, которая нужна ребенку после пересадки костного мозга, стоит 600 долларов, а может понадобиться 30 ампул. Плюс сама пересадка стоит 15 тысяч. Поиск неродственного донора приходится делать за границей. У нас в стране нет банка доноров, нужна сертифицированная лаборатория. Это очень трудно и дорого. Но мы своими силами пытаемся привлечь к этой проблеме внимание общественности. В феврале состоялся благотворительный концерт "Подари мне жизнь" в Большом зале Московской консерватории, где играли Гидон Кремер, Андрей Пушкарев и моя жена Катя. Конечно, хорошо бы сделать ролик на эту тему на ТВ или радио. Я бы с большим удовольствием сыграл в таком проекте.

- Помнится, в нескольких интервью вы выражали желание сыграть молодого Ленина. А теперь что-то молчите... Это был пиар-ход?

- По-прежнему считаю, что это моя роль. Интересно рассказать жесткую правду не только о Ленине, а вообще о том отрезке времени, когда революционеры только поднимали голову. Про это крайне мало сказано. История России до сих пор в кино отражается однобоко.

Садчиков Михаил
Газета "ТРУД"
№ 036 за 02.03.2006