Ясновидящая

Год выпуска: 2009

Жанр: триллер, драма

Сценарий: Людмила Пивоварова

Оператор: Денис Аларкон-Рамирес

Композитор: Илья Язов

Продюсеры: Антон Малышев, Андрей Малышев

Производство: ООО "Продюсерский центр "АМА"

Режиссер: Илья Хотиненко

Актеры: Алла Юганова, Евгений Стычкин, Денис Бургазлиев, Людмила Артемьева, Вячеслав Гришечкин, Ольга Сидорова, Янина Студилина, Ольга Машная, Владимир Горюшин, Ксения Рябинкина, Юлия Зимина, Марина Куделинская, Елена Олькина, Александр Голубев...

(Для просмотра необходим Flash Player последней модели)


Описание: События разворачиваются в ближайшем будущем. В Москве, на территории города, увеличивается количество промышленных зон. Растет строительство VIP-жилья. Уровень жизни одних людей растет, других – падает. На этом фоне люди меняются. У некоторых из них возникают сверхспособности. Главная героиня фильма обнаруживает способность предсказывать будущее. К ней ходят желающие узнать, что будет дальше. В один из таких визитов появляется молодой человек, который влюбляется в ясновидящую. Однажды в ней приходят люди, которым она рассказывает, что их ждет. Их не устраивает, что ясновидящая знает такую информацию, и главная героиня фильма оказывается в рискованной ситуации. Герой Евгения Стычкина спасает ясновидящую от неминуемой гибели...

"....Мой персонаж начинает новую жизнь с того момента, когда влюбляется в главную героиню — ясновидящую — и спасает ее от гибели. Он мог бы поехать в Арктику спасать котиков от вымирания, или что-то делать в более глобальном масштабе, но он решил совершить совершенно конкретный поступок в отношении конкретного человека" (Евгений Стычкин)

Шаг за грань

Все верующие люди признают существование чудес, вот только сторонники разных религий по-разному представляют себе, что это такое. Многие атеисты, отрицая существование Бога, все же верят в сверхъестественные силы, предвидение и чудесные исцеления. Но даже если все эти люди ошибаются, то все равно вполне возможно, что однажды человечество сумеет раскрыть в себе способности, которые сейчас кажутся невероятными. Ведь полтора века назад очень немногие верили, что люди научатся летать по воздуху на огромные расстояния, удалять аппендикс и даже делать пересадку сердца. А любая сила, особенно неподвластная пока человеку, может быть очень опасна. Поэтому, на мой взгляд, большинство мистических триллеров, даже не очень удачных, все равно цепляют зрителей за живое и оставляют в их душах чувство прикосновения к запретному, к тому, что лучше не трогать.

"Ясновидящая" Ильи Хотиненко – это очень и очень достойный образец мистико-романтического триллера, так что цепляет он достаточно сильно и оставляет после себя именно такие, довольно неприятные, чувства. Впрочем, большинство поклонников мистики любят ее именно за возможность пощекотать нервы и забыть о повседневных бытовых проблемах. А кинематографические достоинства нового российского фильма наверняка сделают его интересным и для зрителей, которые любят обдумывать увиденное на экране.

Говоря о "Ясновидящей", необходимо начать с очень толкового, качественного и профессионального сценария, созданного Людмилой Пивоваровой. Вот лишь один пример. Среди героев картины много бизнесменов, а сценаристка, совершенно очевидно, далека от деловых кругов. Многие ее коллеги в такой ситуации нагородили бы сорок бочек арестантов, лишив сюжет малейшего правдоподобия. А Пивоварова поступила иначе – она не стала вообще ничего объяснять. Ситуация проста: двух бизнесменов-компаньонов принуждают продать принадлежащий им завод, а они этого делать не хотят. Причины происходящего каждый зритель может придумать сам, исходя из собственного представления о законах делового мира. А отсутствие долгих объяснений выглядит вполне логичным: герои прекрасно понимают, откуда взялись их проблемы, так что им незачем лишний раз обсуждать ситуацию.

Мир деловых людей воссоздан на экране столь же ярко и убедительно, как и в сценарии. Тут очень к месту и рваный монтаж, и диалоги, за внешней легкомысленностью которых скрывается постоянное напряжение и усталость. Даже не припомню другую отечественную ленту, в которой бизнесмены выглядели бы настолько достоверными и толковыми.

Сюжетные линии, связанные с представителями оккультных профессий, тоже очень убедительны. И в сценарии, и на экране хорошо видно, что большинство клиентов гадалок и ясновидящих – это или люди изначально слабые, не способные защитить себя, или те, кто оказался в тяжелейшей ситуации и не верит в ее благополучный исход.

Методы, которыми шарлатаны обманывают своих клиентов, также выглядят очень достоверно. Кстати, сейчас, в XXI веке, можно пользоваться помощью не только "подсадных уток", но и скрытых видеокамер, и самых чутких подслушивающих устройств. Но даже если на минуту допустить, что среди гадалок и прорицателей есть те, кто действительно способен видеть прошлое, настоящее и будущее, то жизнь таких людей наверняка будет очень непростой. И проблемы истинных провидцев тоже очень точно отражены в сценарии. И в самом деле, большинство людей, обращаясь к магам и гадалкам, хотят услышать правду, которая их устраивает. Узнав о тщетности своих надежд, многие будут очень недовольны и обвинят ясновидящих во лжи. И хорошо, если дело закончится лишь вспышкой гнева, а не какой-нибудь особо изощренной местью.

Но есть проблема и посерьезнее. Если провидец понимает, что его клиенту грозит скорая смерть – нужно ли предупреждать о страшной угрозе? Возможно, ужасное известие не поможет человеку избежать гибели, а, наоборот, подтолкнет к ней… Однозначного решения этой проблемы нет и никогда не будет.

К сожалению, кинематографическое воплощение причудливого мира ясновидящей оказалось не столь впечатляющим, как замысел сценариста. Обработка кадров, при которой приглушаются все яркие тона, впервые появилась, если я не ошибаюсь, в "Матрице". Было это десять лет назад, с тех пор данный прием повторялся очень часто (последний раз – в "Запрещенной реальности") и стал практически штампом, который уже по-настоящему раздражает.

Видения девушки в большинстве случаев даны в рваном монтаже, черно-белом изображении и в сопровождении ее диких криков. Первую пару-тройку раз это заставляет вздрогнуть, потом становится привычным, а ближе к финалу скорее веселит.

Выбор исполнительницы главной роли выглядит довольно спорным. Понятно, что кинематографисты хотели пригласить актрису как можно более земную, в которой нет ничего сверхъестественного, но, на мой взгляд, в этом отношении они слегка перегнули палку. Пожалуй, из всех качеств героини Алле Югановой лучше всего удалось воплотить ее полную беспомощность. Для такой девушки ясновидение – это и в самом деле не дар, а проклятье. Она не способна на поступок и действительно не знает, как помочь людям, в судьбы которых оказалась замешана. Для истории, о которой рассказывает новый российский фильм, это не так мало, но, увы, недостаточно.

Зато все остальные актерские работы просто великолепны, и особенно хорош исполнитель главной роли Евгений Стычкин. Ему веришь, и когда он, рискуя жизнью, отказывается продать завод, где работали его родители, и когда он в драке побеждает противника весом в полтора раза больше себя, и когда он весьма оригинально уничтожает всех конкурентов. Не знаю, насколько такой необычный способ возможен в действительности, но сказка для взрослых не обязана быть реалистичной до мельчайших деталей. А мужества и решительности герою Стычкина хватит с лихвой и для расправы с врагами, и для того, чтобы защитить несчастную девушку, и для того, чтобы в одиночку обезвредить маньяка. Как же приятно видеть на экране Настоящего Мужчину!

Еще одно несомненное достоинство картины – саундтрек. Сочетание промышленных шумов и экзотических ударных инструментов великолепно дополняет как мистические, так и реалистичные эпизоды. Но если первые три четверти ленты, несмотря на некоторые стилистические эксцессы, получились впечатляющими, то финал немного разочаровал. Во-первых, поиски маньяка, похищавшего детей, – дело настолько важное и нужное, что о нем следовало бы рассказать гораздо подробнее (и краткость данной сюжетной линии, на мой взгляд, один из самых больших недостатков сценария). Думаю, если бы "Ясновидящую" снимали в Голливуде, то именно розыск злодея и его поимка стали бы самым главным во всей истории, потому что это – без дураков – самый настоящий подвиг, и люди, его совершившие, достойны восхищения и уважения.

Кроме того, любой мистический триллер, несмотря на всю свою мрачность, – сказка для взрослых. (Кстати, в сказках для детей есть и разрубание врагов на части, и частоколы, украшенные отрубленными головами.) И финал любой сказки отражает не реальную жизнь, а ту, какой она должна быть. В действительности добро не всегда вознаграждается по заслугам, первая любовь нечасто завершается браком, а супруги очень редко проживают всю жизнь в любви и согласии. Но в целом на Земле Добро побеждает чаще, чем Зло, как бы странно это ни звучало. Если бы было иначе, то все живое и вся красота мира давно погибли бы. Но люди живут, любят друг друга, растят детей, хранят память о предках и красоту, стараются сделать окружающий мир лучше и светлее. И именно закономерность победы хорошего над плохим и отражают финалы сказок, пусть даже она воплощается в судьбах очень немногих реальных людей. "Ясновидящая" могла завершиться по-разному, и, на мой взгляд, выбранный ее создателями вариант – наихудший из всех возможных, и не потому, что он грустный, а потому, что он резко противоречит жанру этого фильма.

Но, несмотря на все свои недостатки, "Ясновидящая" вполне может заинтересовать поклонников мистических триллеров с романтическим уклоном, а также любителей хорошей актерской игры. Фанаты кровавых ужастиков, скорее всего, будут очень разочарованы, как и поклонники авторского кинематографа. Новую российскую картину также имеет смысл посмотреть всем, кто размышляет, обращаться ли к магам-астрологам-прорицателям, а также тем, кто мечтает пробудить в себе сверхъестественные силы. Возможно, увиденное убережет хотя бы кого-то от неразумных поступков.

Светлана Степнова.

фото со съёмок и из фильма







Hosted by uCoz