День полнолуния

Режиссер: Карен Шахназаров

Сценаристы: Александр Бородянский,
Карен Шахназаров

Оператор: Геннадий Карюк

Композитор: Анатолий Кролл

Художник: Людмила Кусакова

Актеры: Галина Анисимова, Валерий Афанасьев, Сергей Бодичкин, Надежда Васильева, Анна Герм, Василий Зотов, Владимир Ильин, Елена Коренева, Александр Кочубей, Алексей Краснопольский , Виллор Кузнецов, Андрей Панин, Валерий Приемыхов, Юрий Сидоров, Анна Синякина, Валерий Сторожик, Евгений Стычкин, Федор Сухов, Оксана Тимановская, Наталья Фатеева, Андрей Цыганков, Николай Чиндяйкин, Марина Чуракова, Елена Шевалдыкина, Алексей Шевченков, Филипп Янковский


(Для просмотра необходим Flash Player последней модели)



О фильме:
"Новые русские", гибнущие в очередной разборке, и популярный ди-джей, ведущий ночной эфир; старый узбек, объясняющий внуку, где похоронен Чингисхан, и удачливый киллер; прекрасная княжна Ольшанская и загадочный монах Таисий; иностранный дипломат и Александр Сергеевич Пушкин, встречающий по дороге в Арзрум красавицу-калмычку... У каждого - своя короткая история. Здесь нет сюжета в привычном значении этого слова. Картина снята как калейдоскоп эпизодов, в которых реальность сплетена с романтическими воспоминаниями, а жесткий, почти натуралистический видеоряд оборачивается поэтическим путешествием во времени и пространстве. Конец XX века.

Специальный приз фестиваля и специальное упоминание жюри ФИПРЕССИ на XXXIII Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехия, 1998),
главный приз жюри, приз ФИПРЕССИ и приз публики на II Международном кинофестивале в Паличе (Югославия, 1998),
"Золотой Пегас" на IV кинофестивале Московского кино "Московский Пегас" Дома Ханжонкова (1998),
приз Президентского совета фестиваля на IX открытом российском кинофестивале в Сочи "Кинотавр" (1998),
первый приз на XI Панораме европейского кино в Афинах, профессиональный приз Российской Академии кинематографических искусств "Ника-99" за лучшую сценарную работу А.Бородянскому и К.Шахназарову,
приз за режиссуру жюри критиков на региональном фестивале "Новое кино-5" (Екатеринбург, 1999).


...В «Дне полнолуния» Шахназаров и его постоянный соавтор Александр Бородянский как никогда точны в своих взглядах на прошлое. Они снимают фильм о современности, в котором находится место и для Чингисхана, и для Пушкина, и для послевоенного ретро. Взаимопроникновение прошлого и настоящего — их постоянная тема, но только в «Дне полнолуния», как кажется, им удается удержаться от привычных банальностей на эту тему. Прошлое — не причина настоящего и не резервуар поучительных примеров. История лишена логики и связного сюжета, но не потому, что смысла нет, а потому, что время никак не напоминает устремленную в будущее стрелу. Оно стоит на месте, что, впрочем, не означает, что мы обречены на кошмар повторения одних и тех же ошибок. Не надо извлекать уроки, припадать к корням и сопоставлять эпохи. В «Дне полнолуния» диахрония уступает место синхронии, время — пространству. Прошлое рядом — как пейзаж за окном. Достаточно руку протянуть.

Когда «День полнолуния» только вышел на экраны, остроумцы немало посмеялись над простоватым лицом актера Евгения Стычкина, сыгравшего Пушкина в одном из эпизодов картины. Но то, что тогда казалось необъяснимым faux pas, неловкой ошибкой самонадеянных авторов, сегодня выглядит умной и талантливой провокацией. Роль Пушкина поручена актеру, прославившемуся благодаря рекламе Comet. Прошлое действительно рядом. И это наша проблема, если мы этого не замечаем.

Шахназарову всегда удавались фильмы, снятые накануне. Достаточно вспомнить даты. В 1983 году он сделал «Мы из джаза». В 1988-м — «Курьера». В 1998-м — «День полнолуния». Он словно бы предчувствует грядущий разлом, разрыв во времени и начинает по крупицам собирать распадающуюся на глазах реальность, как предусмотрительная хозяйка, закупающая сахар при первом намеке на приближающийся кризис. В 98-м он склеил мозаику «Дня полнолуния» и создал неплохой запас для тех, кто придет позднее.

Даже забавно наблюдать, как все удачи и полуудачи современного российского кино вырастают из «Дня полнолуния». Сцена в пристанционном домишке станет «Коктебелем». Бандитские разборки на задворках большого города всплывут в «Бумере». Послевоенная роскошь большого стиля отзовется в «Водителе для Веры» и прочих упражнениях на тему модного ретро.

В «Дне полнолуния» Шахназаров напоминает нам о том богатстве, по которому мы ходим, не замечая его. Огромная страна, от Москвы до Владивостока, скромное обаяние провинции, неисчислимое количество ситуаций, героев, коллизий… Парадоксальным образом сам он этим богатством воспользоваться не может. Картины, подобные «Дню полнолуния», снимать опасно. Слишком уж итоговая получается интонация. Уже в самой картине эпизод с участием Владимира Ильина и Елены Кореневой, наиболее приближенный к эстетике «настоящего» полнометражного кино, со всей очевидностью говорит нам о том, что фильмом он никогда не станет. Все уже сказано, все пути развития сюжета намечены — можно резать пленку и переходить к следующему эпизоду. Снятые после «Дня полнолуния» «Яды» и «Всадник по имени Смерть» тоже так и не стали фильмами, несмотря на полнометражный формат. Впрочем, будем внимательны. Если Шахназаров снимет еще один хороший фильм, значит, мы снова на пороге больших перемен.

Алексей МЕДВЕДЕВ в проекте «Кино, которое мы потеряли»
26.08.2004





Принцип проектора

Четверо мужчин сидят в машине и слушают Таню Буланову. Молча. Где-то на юге - то ли в Сочи, то ли на Ривьере - бизнесмен на отдыхе, отложив в сторону сотовый, вылезает из тапочек: "Как вода сегодня?" - "Хорошая". По степи дует ветер. А. С. Пушкин, примостившись на корточках, пьет кумыс из рук очаровательной калмычки и на вопрос "как тебя зовут" отвечает просто: "Пушкин". "Это тебе. Смотри, какая звездочка" - молодой человек подталкивает локтем девицу на середину комнаты. "Спасибо, я не хочу ничего" - щетинистый усач еле глядит на девушку. Юноша в ресторане заказывает дополнительный пломбир, чтобы посидеть подольше напротив красавицы в пурпурном платье. Собака лежит у мусорного ящика и вспоминает, как неплохо они охотились тогда, а хозяину так шла охотничья шапочка, подаренная еще самим Андроповым. "Вы очень красивая" - посол иностранного государства прижимает к себе туристку из Смоленска. Туристка, видимо, и без того обладающая этим знанием, томно шевелит ресницами. Киллер аккуратно кладет ружье на подоконник, перчатки - в карман куртки, вызывает лифт, а сам идет пешком. Над Владивостоком раздается звонкий голос Валерия Сюткина. И так далее.

Это почти не фильм. Изображая "мелочи жизни", Шахназаров превращает "День полнолуния" в серию кинослайдов, по две-три минуты каждый, без определенной идеи или последовательности. В этом смысл: сюжет каждого следующего слайда рождается произвольно, камера определяет его сама: то устремится за хорошенькой блондинкой, то "въедет" в телевизор или, склонившись над книгой, "растворится" в тексте. А Шахназаров как будто сидит где-то сзади и жмет на кнопку диапроектора - вжик, и камера бросается за первым приглянувшимся объектом. Мы получаем готовый результат: картину современной реальности (иногда не очень современной и не вполне реальности), выполненную в жанре своеобразного абстрактного кинопуантилизма.

Шахназаров умеет снимать изящное кино, будь то социально-метафизический "Курьер" или иронично-кафкианский "Город Зеро". Редко, как в случае "Курьера", Шахназаров интуитивно, скорее эстетическим чутьем, нежели рассудком, попадает, куда и сам, наверное, не метил -тогда подростки толпами валят на Арбат танцевать брейк-дэнс, а мамы вглядываются в своих детей, в ужасе узнавая в них курьеров.

В элегантном "Дне полнолуния" верен сам принцип - раз уж невозможно объять необъятное единой повестью, то почему бы не представить его в виде мозаики. Во-первых, каждый найдет что-то для себя, во-вторых, так проще, в-третьих, не исключено, что осмысленнее: окружающий мир дробится и распадается на мелкие кусочки - вот они. Несколько. Не все.

Абсолютно случайный выбор слайдов избавляет Шахназарова от упреков в том, что он пошел проторенной тропинкой Отара Иоселиани и Роберта Олтмена. У Иоселиани в "Фаворитах луны" мир представляет собой тонко оформленную систему, в которой все связано между собой тысячами невидимых неосязаемых ниточек. Олтмен в "Коротком монтаже" собрал мир этаким кубиком Рубика, посмотрел на него, расстроился и разрушил землетрясением.

Шахназаров играет проще - щелкает "Полароидом", слегка перекраивает, дорисовывает и вываливает на стол. Некоторые из предложенных в "Дне полнолуния" слайдов - остроумны, иные - чересчур сюрреалистичны или затянуты (более трех минут). И есть две-три картинки, удивительно верно и вместе с тем просто и эффектно отображающих современную действительность.

"Не входит". "А вы другим концом пробовали?" "Пробовали. Все равно не входит" - из огромной ладони рабочего в грязном комбинезоне вдруг выскочила пачка Marlboro: "Закуривай". Во Владивостоке - полнолуние. А. С. Пушкин, оставив калмычку, поскакал дальше в полной уверенности, что умрет не на войне. Юноша зря заказал мороженое - пурпурная красавица встала и ушла. Платье ее блестит под бледным светом огромной круглой луны. Она идет, покачивая бедрами и сумочкой, и ей немного грустно от того, что она не фаворит, а так - погулять вышла.

Михаил Фишман