А поутру они проснулись


Режиссер: Сергей Никоненко

Сценарий: Сергей Никоненко , Юрий Бердников

Композитор: Александр Шевцов

Год: 2003

Актеры: Александр Абдулов, Сергей Гармаш, Игорь Бочкин, Сергей Никоненко, Василий Мищенко, Евгений Стычкин, Владимир Большов, Игорь Христенко, Борис Щербаков, Эдуард Марцевич, Юрий Степанов, Татьяна Кравченко, Александр Фатюшин, Екатерина Воронина, Георгий Мартиросян

В основе этой комедии лежит неоконченная повесть В.М. Шукшина "А поутру они проснулись" и три его рассказа: "Обида", "Ночью в бойлерной", "Привет сивому".
Восемь героев фильма просыпаются поутру в вытрезвителе: И каждый вспоминает, как именно он туда попал. Фильм состоит из восьми историй наших героев о предшествующем дне. Истории самые разнообразные, ведь все герои разных возрастов, профессий и социальных слоев, от тракториста до профессора. Соответственно и причины, и алкогольные напитки, употребляемые нашими героями, разнообразные...

Диплом жюри Сергею Никоненко на кинофестивале "Окно в Европу" в Выборге в 2003 году. Специальный приз жюри "За верность шукшинской теме в осмыслении загадок русской души" Сергей Никоненко на кинофестивале "Литература и кино" в Гатчине в 2004 году.

(Для просмотра необходим Flash Player последней модели)


Рецензия:

Премьера фильма Сергея Никоненко "А поутру они проснулись" состоялась в августе 2003 года на фестивале "Окно в Европу" в Выборге. Главный спонсор феста "Русский стандарт" перед началом фильма угощал публику одноименной водкой бесплатно. Как говорится, нарочно не придумаешь, учитывая содержание фильма.

Сергей Никоненко закончил не только актерский факультет ВГИКа, но и режиссерский, причем, давно. Снял, как режиссер несколько полнометражных картин. Но почему-то в сознании людей, он прежде всего - актер. Так что каждый раз публика изумляется, что он еще и кино снимает. Снимает и снимается сам в собственном фильме. И может быть делает это совершенно напрасно. Роли последних лет у Никоненко, какими бы небольшими они не были, сделаны мастерски. Достаточно вспомнить его работу в картине Вадима Абдрашитова "Время танцора". В собственном фильме "А поутру они проснулись" Никоненко сыграл одного из тех, кто оказался в вытрезвителе. Роль, между прочим, абсолютно никоненковская, к тому же требующая той органики и правды, которые в актере есть. Куда только они в данном случае подевались?! Очевидно, режиссерские заботы не позволили сосредоточиться на себе самом, как на актере. Вот и получилось то, что получилось. Глаза трезвущие, не веришь ни единому слову этого персонажа.

Картина в целом получилась даже бойкой, живой. Публика смеялась. Реагировала же главным образом на великолепный шукшинский диалог. Слушаешь этот текст и думаешь, вот, что значит мастер. Наши нынешние сценарные вирши кажутся такими блеклыми, стертыми на фоне этого полнокровного, яркого языка и видения. Но и текст в данном случае не спасает. Картинки сменяют друг друга, персонажи рассказывают, как и почему они напились и попали в медвытрезвитель. Они нанизываются как бусы, потеряется одна бусина - не страшно, никто ничего не заметит. С каждой минутой все чаще поглядываешь на часы в ожидании финала, пересчитываешь, сколько же людей возлежит на койках, что равно количеству историй. Последний? Ну, наконец-то.

Работа Сергея Гармаша блистательна. Это такой дивертисмент и класс актерской игры, что можно демонстрировать отдельными кусками, как публике, так и будущим актерам, чтоб знали, как надо. Евгений Стычкин также сыграл одну из лучших ролей в картине, и в собственной актерской биографии тоже. Потрясающая органика.






Сергей Никоненко: привет из вытрезвителя

На кинофестивале "Окно в Европу" был показан фильм Сергея Никоненко "А поутру они проснулись". Картина стала настоящим событием — зал так смеялся, что "А поутру..." можно смело записывать в реальные претенденты на приз зрительского жюри. Картина поставлена по мотивам одноименной неоконченной повести Шукшина и трем его рассказам.

Актерский состав подобран блестяще — Александр Абдулов, Сергей Гармаш, Евгений Стычкин, Игорь Бочкин, Василий Мищенко и другие, сообщает "Московский комсомолец". Их персонажи — клиенты вытрезвителя, которые просыпаются утром и вспоминают, как их сюда занесло.

Сразу после премьеры корреспондент "МК" задал Сергею Никоненко несколько вопросов.

Есть такое мнение, что режиссер должен испытать на себе то, о чем он рассказывает зрителю. Вы когда-нибудь попадали в вытрезвитель?

Нет, не попадал. Но я перед съемкой посетил пару вытрезвителей, посмотрел, как там находятся люди, как они общаются...

А как насчет выпить?

Не дурак (смеется).

Михалыча сыграли потому, что он ближе всех вам по природе?

По возрасту совпадало. А в остальном — не знаю: мой герой — сантехник.

Чем вам удалось заинтересовать такое количество блестящих актеров?

Когда я говорю: "Шукшин" — для актеров это словно магнит. Они понимают, что это в первую очередь интересный характер, им есть что играть. Даже такой актер, как Александр Абдулов, спросил меня: "Сереж, неужели я в своей жизни ничего шукшинского не сыграю? Нет ли у тебя для меня роли?.."

В фильме много пьют. А на съемочной площадке был ли выпит хоть один грамм спиртного?

По-моему, нет. Такой эксперимент проводил со мной еще Никита Михалков, когда я снимал свою первую курсовую работу, и в кадре мне нужно быть пьяненьким. Никита сказал: "Давай попробуем!" Ну, я выпил бутылку водки, пошел в кадр — чего-то маловато. Не видно, что пьян. Я накатил еще грамм 200 — молодые были, все нипочем, — ну, меня повело так, нормально. Ну и что? Мы посмотрели на экран: скучный, неинтересный персонаж. А потом взяли и пересняли все на трезвую голову — и получилось то, что хотелось.

Фильм заканчивается крупным планом Шукшина...

Кадр из фильма "Мы, двое мужчин", который я сам недавно увидел впервые. И именно им я и решил закончить — Шукшин смотрит в кадр с таким выражением, будто говорит: "Нет, я вам еще про вас расскажу, люди!"

Как вы думаете, а Шукшину бы понравилась ваша картина?

(После паузы.) Трудный вы вопрос мне задаете. Отвечу так: то, что нравилось людям, всегда ему было симпатично. Сегодня зал реагировал потрясающе, реакция была там, где я даже не предполагал, не рассчитывал, что может что-то произойти. Зал смеялся — значит, все состоялось. Кто-то умный сказал: "Человечество со смехом расстается с прошлым" — так, может быть, и мы когда-нибудь расстанемся с пьянством...