Пушкин. Последняя дуэль

Режиссер и продюсер: Наталья Бондарчук

В ролях: Сергей Безруков - Александр Пушкин
Анна Снаткина - Натали Гончарова
Евгений Стычкин - Михаил Лермонтов
Виктор Сухоруков - Полковник Галахов
Андрей Ильин - Данзас
Сергей Никоненко - Никита Козлов
Роман Романцов - Дантес
Зара - Софья Россет
Надежда Бахтина - Александрина Гончарова
Юлиан Макаров - Николай I
Анастасия Ражук - Идалия Полстика
Николай Токарев - Николай Столыпин
Владимир Богданов - Александр Бенкендорф
Тамара Уржумова - Юлия Строганова
Владимир Юматов - Василий Жуковский
Георгий Траугот - Петр Андреевич Вяземский
Светлана Свирко - Вера Вяземская
Наталья Бондарчук - Екатерина Карамзина
Гали Абайдулов - Карл Нессельроде и др.

О фильме:
Этот фильм - первая полнометражная игровая лента о русском гении после 70 летнего кинозабвения (последняя подобная картина "Путешествие в Арзрум" была снята реж. М.Левиными в 1936 г). Отразив свое видение всем известной истории через возможности кинематографа, Наталья Бондарчук создала историческую драму, в основе которой лежит невероятная и в каком-то смысле шокирующая летопись жизни и смерти великого человека.






27 января на Черной речке состоялась дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем Дантесом, исход которой оказался смертельным для поэта. Светские сплетни и интриги обострили обстановку вокруг семьи Пушкина. Апогеем этой войны в высшем обществе Петербурга стала серия анонимных писем, порочащих имя Натальи Николаевны Пушкиной. Даже друзья поэта были втянуты в грязные сети заговора. Узнав о содержании анонимок, император Николай I усмотрел в них не только оскорбление семьи Пушкиных, но и клевету на царское семейство. Секретное дело император поручает вести начальнику корпуса жандармов тайной канцелярии сыска Дубельту. Третьему отделению удается узнать многое: в каких отношениях состояла жена поэта с его убийцей и кто являлся возможным автором анонимок, но... только частное расследование полковника Галахова продвинулось в истинном понимании причин гибели Пушкина, ставшей впоследствии общенациональной трагедией...



Интересные факты

Наталья Бондарчук, режиссер: "В советское время образ Пушкина обязательно был искажен. Где истина? Как уживалась в поэте дружба и с Николаем I, и с декабристами? Мне хотелось ответить на этот вопрос правдиво, возможно, поэтому у меня получился некий "политический детектив". Не биография поэта, а психологическое исследование, на эмоциональном уровне приоткрывающее тайну того, что привело гения на роковую дуэль.

Сергей Безруков безоговорочно согласился на эту роль. Мы начали с ним работать над образом Пушкина в фильме "Одна любовь души моей" в 2001 году, когда фильма "Бригада" (реж. А Сидоров) еще не было, и Сергей только начинал репетировать роль Пушкина в театре.

Фильм мы сняли в лучших традициях классического кинематографа. Это не модный блокбастер. У нас классический свет, классический монтаж. Но новая кинотехника позволяет использовать разные приемы, ранее не доступные классической школе. Динамика в кадрах оправдана замыслом. Мы пытались использовать современную кинотехнику в нужном для нас русле. Мне кажется, это удалось.

В день, когда должна была сниматься сцена похорон Пушкина на Мойке, около дома №12 собралось почти 1000 человек, волонтеров. Многие из них пришли даже в соответствующих костюмах. И, несмотря на чудовищный мороз, эти люди провели с нами на улице весь день. Тогда же, совершенно неожиданно, ко мне на съемочную площадку пришел режиссер Александр Сокуров, до этого я не была с ним знакома лично. Он принес термос с горячим чаем и начал меня, продрогшую, им поить, за что я ему бесконечно благодарна. Вот такой была работа над этим фильмом, который стал для меня главным делом всей жизни".

(Из интервью журналу "ТТК" Техника и технологии кино №3, 2006 год)




Закулисные раздоры вокруг фильма "Пушкин. Последняя дуэль"

Первого декабря одновременно в тридцати трех городах России состоялась премьера фильма Натальи Бондарчук "Пушкин. Последняя дуэль". Он снимался два года, но этой темой Наталья Бондарчук занимается вот уже более тридцати лет. В ее первом фильме, посвященном великому поэту, снимался Сергей Герасимов. В картине "Пушкин. Последняя дуэль" главную роль сыграл Сергей Безруков. Вот уже семь лет Бондарчук работает только с Пушкиным, из них два года посвящены последним дням жизни поэта. Жанр картины "Пушкин. Последняя дуэль" режиссер определяет как политический детектив. На это у Натальи Бондарчук есть свои аргументы: "Эта концепция в корне отлична от традиционной, что это был просто любовный треугольник, просто ревность. Здесь целая сеть заговоров".

Принято считать, что Дантес был одновременно интриган, глупец, обманщик, а его показная любовь к Натали была всего лишь формой самолюбования эгоиста, который, увиваясь вокруг первой красавицы Петербурга, хотел всего лишь украсить список своих побед очередной цифрой. Однако, по словам Натальи Бондарчук, "здесь дело не в отношениях Дантеса и Натальи или, как говорят, Натали, царя и Пушкина, а здесь отношение поэта, истории, власти и влияния общественного мнения на власть. Думаю, что этот фильм будет даже не столько о гениальном поэте, сколько о том отрезке историческом времени, когда жили одновременно, по сути дела, Пушкин, Жуковский, Вяземский, Гоголь, Лермонтов, Глинка, то есть свет нашей культуры".

Бондарчук как "новатор перестройки"

Сюжет разворачивается вокруг расследования. Его ведет честный генерал из III отделения Леонтий Дубельт (Борис Плотников). В казенном кабинете и в светских салонах он опрашивает ключевых персонажей с целью выяснить, кто же тот "доброжелатель", который посвятил Александра Пушкина в "орден рогоносцев". В 1999 году, когда праздновали 200-летие Пушкина, этим, помнится, в сотый раз интересовались литературоведы. Есть несколько убедительных ответов, но Дубельт подходит к этому с другой, чисто государственной точки зрения. Какая разница - кто, важно - с какой целью. Допрашивая подозреваемых по "частному" делу, он готов превратить его в серьезный политический процесс.

Все общество четко делится на негодяев (в основном это аристократы иностранного происхождения) и друзей, предавших поэта, - Петр Вяземский и Василий Жуковский. Зло витает в петербургских салонах и после того, как оно погубило "солнце русской поэзии". В бальных залах гнусные иностранцы перешептываются, сочувствуя Дантесу, и только взбалмошный Лермонтов (Евгений Стычкин) способен обвинить всю эту "неметчину" в покушении на великого человека.

Дуэль - следствие чудовищного по своей изощренности заговора. Об этом прямым текстом князь Петр Вяземский говорит следователю Дубельту, обращая внимание, что заговор этот не против Пушкина, а против государя и всей России. Его слова подтверждает сам Пушкин, отговаривающему его от дуэли Василию Жуковскому он говорит: "Это ведь не только мои враги, это враги государя". Это, конечно, новая трактовка.

В результате история гибели поэта превращается в дело о иностранной диверсии, где гражданин Пушкин выступает потерпевшим, принявшим смерть от врагов народа и государя. Ну и заодно сказано, что потерпевший писал стихи и читал их прилюдно, был невысок ростом, носат, с бакенбардами, страстен и злоречив, о чем, впрочем, не раз свидетельствовали другие фигуранты дела.

Закулисье

Фильм создавался, мягко говоря, в нервозной обстановке. Весьма противоречивы отношения режиссера с исполнителем главной роли Сергеем Безруковым. Начнем с того, что, по мнению большинства, Безруков никак не соответствует знакомому всем с детства образу великого поэта. Показать Пушкина рыжим, да еще с голубыми глазами, казалось немыслимым. Многие ехидничали, что после Есенина и Пушкина Безрукову остается замахнуться только на Достоевского, потому что на Толстого еще рано, годами не вышел.

Режиссер бросилась защищать актера и объясняла, что актер попал в ее группу до того, как стал знаменит своим Сашей Белым из "Бригады". Бондарчук начала работу над фильмом еще в 1999 году. А Сергей уже тогда бредил ролью Пушкина. "Меня упрекают, что все в картине выдумано, - взволнованно продолжала Наталья Сергеевна. - Безруков, на мой взгляд, - он идеальный Пушкин. Своим же недоброжелателям напомню - поэт действительно был голубоглазым и немного рыжеволосым".

После столь горячей поддержки странным выглядит поведение самого Безрукова. "Звездный" актер едва не сорвал съемки картины, заявив режиссеру Наталье Бондарчук, что не будет сниматься в фильме. Случилось это незадолго до конца съемочного процесса, и у Бондарчук едва не случился сердечный приступ. Позднее Безруков признал, что погорячился, принес свои извинения и забрал слова назад.

Впрочем, это не помешало ему снова "огорчить" Наталью Бондарчук, на этот раз на премьере фильма. Сначала актер значительно опоздал на премьеру, а затем, пробыв на ней лишь несколько минут, поспешил уйти, сказав, что опаздывает на поезд. Как выяснили коллеги артиста, Сергею не нужно было торопиться ни на какой вокзал. Кроме того, артист довольно грубо обошелся с ТВ-журналистами, попытавшимися взять у него интервью. Безруков заявил им, что его интервью стоит больших денег.

"Я в шоке от поступка Сергея, - призналась режиссер фильма Наталья Бондарчук. - Мы знали, что Сережа заедет к нам ненадолго, но чтобы это было так быстро - я не ожидала. А вообще вся вина лежит на его агенте, господине Робермане, который нам все нервы истрепал. У меня вообще такое ощущение, что Безруков ему, видимо, что-то должен, потому как Роберман распоряжается им как хочет. Понятно, что у меня были стычки с Сергеем, но виной всему этому был именно его агент. Представляете, Безруков даже некоторое время от него скрывал, что снимается в моей картине".

Ну что ж, в финале мы всего лишь, немного перефразируя классика, воскликнем: "А да Сашка! Ай да звездный сын!". А фильм между тем с успехом побывал в Лос-Анджелесе, Минске, Смоленске, других городах России. Везде его принимали овациями.

Александр МИНИН